Тренинг для родителей по проведению артикуляционной гимнастики

09.11.2019

Тренинг для родителей

Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях

Цель: познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики.

Оборудование: зеркала по количеству присутствующих

Ход тренинга.

1. Приветствие

Игра на знакомство

Участники тренинга, передавая друг другу мяч, представляются (называют свое имя и отчество и имя своего ребенка)

Здравствуйте, меня зовут ........ Я – логопед.

2. Знакомство с темой

Тема нашего тренинга: «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

3. Определение понятия, научный аспект

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения

 Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

 Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем какие звуки нарушены у ребёнка.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Работа организуется следующим образом

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения подбирают в соответствии с тем какие звуки нарушены у ребёнка.

4. Практическая часть

Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.

При постановке звуков используются общие упражнения и специфические.

Родители под руководством логопеда выполняют артикуляционные упражнения

ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Наказать непослушный язык

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Удерживать широкий

язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Лопаточка.

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Почистим зубы.

Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

А) Для постановки звуков С, Сь , З, Зь, Ц

Горка

Цель:

Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка опустить за нижние зубы и приподнять среднюю часть языка.

Б) Для постановки звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. Язык должен быть широким

Чашечка

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и завернуть передний край языка вверх. Язык принимает форму чашечки

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

В) Для постановки звуков Л, Ль

Качели Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [л] и [л'] с гласными [а], [ы], [о], [у].

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Г) Для постановки звуков Р, Рь

Грибок Цель: вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Гармошка Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Сделать «Грибок» и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под

счет от трех до пяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Это лишь некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Важно понять принцип выполнения упражнений. Кроме этого, в процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением.

Например, сказка о Веселом язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

 Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

 Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Улыбка»).

 Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Заборчик» (заборчик открывается)).

 Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).

 Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Лопаточка»).

 Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

 Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

 Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

 Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Заборчик»), а затем первую- губы («Трубочка», а затем «Улыбка» с сомкнутыми губами)

5. Вывод

Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.

Приложение.

Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

 Упражнения выполняются от простого к сложному.

 Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.

 На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют 10-15 раз.Хочу такой сайт

 Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно.

 Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.

 Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

 Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

 Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушки»).

 Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).

 Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).

 Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).

 Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

 Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

 Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

 Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Лягушки»), а затем первую- губы (сомкнуть губы)

Развитие речевого дыхания

 Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнение артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания. Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более 3-5 раз.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

 Футбол

 Снегопад

 Листопад

 Бабочка

 Кораблик

 Шторм в стакане

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

 1. Лягушка Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

 2. Хоботок Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.

 3. Лягушка – хоботок На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок».

 4. Окошко На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

 5. Лопаточка Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.

 6. Иголочка Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

 7. Лопаточка-иголочка На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

 8. Часики Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.

 9. Качели Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

 10. Лошадка Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков с-сь-з-зь-ц

 Вначале выполняются упражнения на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка.

 1. Лягушка – хоботок

 2. Лопаточка

 3. Накажем непослушный язычок Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»

 4. Киска сердится Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»-выгнуть язык горкой, на счёт «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается

 5. Упрямый ослик Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, с силой произносить сочетание ИЕ.

 6. Трубочка Открыть рот, свернуть язык трубочкой и длительно подуть в эту трубочку.

 7. Качели

 8. Чистим нижние зубы Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть – неподвижна.

 9. Посчитай нижние зубки Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть – неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков ш-ж щ-ч

 1. Лягушка – хоботок

 2. Лопаточка

 3. Накажем непослушный язычок

 4. Чашечка Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

 5. Бублик Выполнить упражнение «Хоботок». Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы на счёт до пяти. Зубы должны быть сжаты.

 6. Фокус Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

 7. Лошадка 8. Маляр Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.

 9. Вкусное варенье Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (намазать) губку вареньем

 10. Грибок Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

 11. Гармошка Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков л-ль

 1. Лягушка – хоботок

 2. Лопаточка

 3. Накажем непослушный язычок

 4. Вкусное варенье

 5. Качели

 6. Пароход Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Следить- кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта.

 7. Индюк Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.

 8. Маляр

 9. Чистим верхние зубки Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо-влево с внутренней стороны.

 10. Посчитай зубки В этом комплексе «считаем» верхние зубы.

 11. Поймаем звук «л» Улыбнуться, во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «л».

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков р-рь

 1. Качели

 2. Маляр

 3. Чистим верхние зубы

 4. Посчитай верхние зубы

 5. Лошадка

 6. Грибок

 7. Гармошка

 8. Барабан Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться

 9. Комарик Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з. Следить чтобы рот не закрывался

 10. Моторчик Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами) быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону

Упражнения для развития подъязычной уздечки

Подъязычная уздечка должна иметь длину 1,5 см. Если уздечка укороченная, то нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки ш-ж-щ-ч-л-ль-р-рь. Не спешите подрезать уздечку. Она очень эластичная и растягивается от специального комплекса упражнений. Однако если уздечка слишком укорочена, возможно и понадобится хирургическое вмешательство, т.к. это может стать причиной неров-ного роста зубов.

Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, выполняйте каждый день следующие упражнения:

 1. Маляр

 2. Барабан

 3. Лошадка

 4. Грибок

 5. Гармошка

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».