31.10.2019
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познавать мир.
Первый и главный вопрос для нее – чему учить? Благо, выбор огромен – спасибо
прогрессу! Сегодня 3 – 4-летний «знаток» без труда управляется с телевизором и
микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона.
И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает
его для себя заново. Поэтому начнем сначала.
Заметно облегчит жизнь самодеятельному педагогу систематизация. Без потерь
передать ребенку важнейшие знания о мире удастся. Только разложив их по
полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были
ежедневными, хотя бы по 10 – 15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по
дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при
ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия
времени, оно потом во много раз окупится!
Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения
допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д.
Эти простейшие примеры исподволь приведут к сути: малыш начинает свободно
ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится
характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов,
соотносить размер, материал. Быстро будет расширять словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Известно, что
дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему
умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший
ребенок, говорящий, к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы
подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и
слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи.
Кстати, ученые подсчитали. Что имен прилагательных в речи ребенка гораздо
меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания
(«Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – приохотить ученика говорить
много и правильно.
Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком.
В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек,
пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните
окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная
разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый»,
«темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый».
Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе,
вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света,
от соприкосновения с другими растениями.
Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из
них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь
ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами –
пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно –
величаво-торжественное, другое – бесшабашно-веселое, третье – трагически
грустное.
Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка).
Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том,
что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда
малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два
совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и
маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их
вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на
дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив
несколько пар листьев. Малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь
сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае –
«листья»).
Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?» Гуляя по лесу,
задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень,
цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами. Но слушайте внимательно и ребенка. Ведь
у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных
предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью); «А на траву?»
(Цветом); «А на каплю?» (Формой).
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и
отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например.
Если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме. Но отличается цветом,
помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».
Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли. Что
необходимо говорить не только быстро. Но и чисто. Ясно для окружающих.
Скороговорки можно найти в разных детских книжках.
· Ткач ткет ткани на платок Тане.
· Около кола – колокола.
· Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
· Орел на горе, перо на орле.
· Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными
интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом,
приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?
· Милая моя, ты не спишь!
· Вы ели на завтрак мороженое?
· Мама купила (купи) виноград.
· Скорее домой!
· У нас кончился хлеб.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от
скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении
словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания,
мышления. моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!
Четвертый лишний
Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых
относятся к одному обобщающему понятию. Вы раскладываете их перед ребенком и
предлагаете определить, какие подходят друг к другу и можно ли назвать их
обобщающим словом, а какая из картинок лишняя и почему. Набор может быть
разнообразным, например: чашка, блюдце, тарелка и яблоко; медведь, лошадь,
собака и курица; елка, береза, дуб и рыба. Если ребенок не понимает задания,
задавайте ему наводящие вопросы, попросите назвать известных ему животных
(птиц, рыб), овощи (фрукты).
Можете подобрать картинки с предметами, относящимися к общему понятию, но
отличающиеся (например, «береза», «дуб», «липа», и «ель»). Эта игра
предназначена для развития логического мышления дошкольника.
Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем
Оригинальность игры заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть
в нее без слов. Папа или мама загадывают простое предметное действие (например,
«чтение книги») и с помощью мимики и жестов показывают его ребенку. Тот должен
отгадать, что делают родители. В случае правильного ответа играющие меняются
местами. Если малыш успешно справляется с заданием. Предложите ему угадать или
показать самому цепочку последовательных событий (например, «проснулся – встал
– умылся – позавтракал» и т.д.).
В другом варианте игры можно рассказать известные ребенку короткое
стихотворение, сказку или спеть песенку. Все это развивает воображение,
фантазию, находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Потерявшаяся игрушка
Подберите и поставьте на стол пять-шесть небольших игрушек. Предложите малышу
запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите
одну из игрушек и попросите кроху угадать, что вы спрятали. Если он ответит
правильно, поменяйтесь ролями. Если ребенку трудно запомнить сразу такое
количество игрушек, начните игру с трех-четырех, постепенно увеличивая их
число. Если малыш справляется с заданием, усложните задачу, изменив игрушки на
картинки с изображением предметов (например, из детского лото).
Предложите сыну или дочке запомнить последовательность расположения игрушек на
столе (какая за какой стоит). Затем незаметно поменяйте две-три из них местами.
Попросите угадать. Какая игрушка занимает не свое место.
Такая, на первый взгляд, простая игра поможет малышу в развитии памяти и
внимания, умения сосредоточиться.
Найди тайник
Нарисуйте на бумаге план комнаты, где будет проходить игра, спрячьте в ней
игрушку и покажите на плане место ее расположения. Ребенок должен найти вещь,
опираясь на схему. Это можно делать и на детской площадке, что значительно
усложнит задание.
Игры с буквами
Если ребенок уже знаком с буквами, можно предложить ему игру в «звуки».
Взрослый называет слово, а ребенок отвечает, с какого звука оно начинается,
каким заканчивается, какие еще звуки он слышит. Если малыш хорошо справляется,
можно попросить его проговаривать предложенные слова по звукам; придумывать
слова, в которых, например, звук «а» стоит в начале, в конце или в середине.
Можно поменяться с ребенком ролями, чтобы он сам давал задание и проверял его
выполнение.
Игра развивает фонематический слух, готовит малыша к обучению чтению. Играть в
нее можно по дороге в детский сад или в магазин.
Я к вам пишу…
Если ребенок знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не
проявляет достаточного интереса к этому занятию, попробуйте использовать игру,
стимулирующую его мотивацию. Для этого понадобится магнитная азбука или ручка и
лист бумаги. В отсутствие ребенка напишите ему с помощью магнитной азбуки
«письмо», например, на холодильнике, чтобы он мог самостоятельно прочесть его.
Текст может быть любым: послание от героя сказки, сообщение о спрятанном
гостинце и т.д. Сначала письмо может содержать два-три простых слова, затем
пять-семь.
Для обучения дошкольника письму и чтению полезно предложить ему и его
ближайшему товарищу написать друг другу письма, которые можно отправить по
почте или передать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь
взрослых, но потом они научатся делать это самостоятельно.
Кляксы
Для этой занимательной игры понадобятся лист ватмана или кусок обоев и краски.
Старыми газетами прикройте место, где будет происходить игра. Дайте малышу лист
бумаги и краски и позвольте рисовать руками все, что он захочет. Можете присоединиться
к этому «безобразию». Такое занятие способствует расслаблению, снятию
напряжения, эмоциональной разрядке. А главное – вы вместе, вы рядом.
Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить,
что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и
своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на
вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, рассказы,
сказки, повести, загадки. У него под рукой должно быть достаточно материалов
для чтения книг, газет, журналов. Желательно записать ребенка в детскую
библиотеку, чтобы он мог полистать книги на полках и выбрать что-то.
Почаще играйте с ребенком и в различные игры: сюжетные и настольные, со словами
и геометрическим материалом. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите –
а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашом, фломастерами, ножницами,
бумагой, клеем и т.д.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в
интересные для него места: лес, музей, театр, цирк, на елку, на каток, в
зоопарк и т.д.
Ограничивайте время просмотра телевизора, смотрите передачи вместе и обсуждайте
увиденное.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно
сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо
обучать дома потому, что знания, полученные в первые годы жизни, никогда не
исчезнут из памяти.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.10.2019
Дата обновления: 08.11.2019
Дата публикации: 31.10.2019