Развитие и формирование лексико-грамматической стороны речи с использованием нетрадиционных технологий

31.10.2019

Развитие и формирование лексико-грамматической стороны речи с использованием нетрадиционных технологий

Учитель-логопед

Бригида О. С.

филиал МБДОУ «Детство»

Детский сад № 40/228

Актуальностью данной темы, я считаю, является следующее:

-нарушение лексико-грамматической стороны речи является ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи;

-дети с ОНР, являются основным контингентом на логопункте;

-у большинства детей, при применении нетрадиционных технологий нормализуется работа ЦНС:

- нормализация тонуса артикуляторных и мимических мышц;

- активизация тонких дифференцированных и формирование произвольно координированных движений органов артикуляции;

Одна из нетрадиционных технологий - использование развивающих авторских игр, таких как:

 «Математический планшет»

 Данная игра состоит из пластмассового планшета с 25-ю штырьками, набора резинок, набора цветных фигур.

С помощью данной игры, дети создают предметные картинки, далее составляются словосочетания, предложения с опорой на рисунок, созданный на планшете.

Хочется отметить, что наш детский сад работает по единому комплексно-тематическому планированию, каждой неделе посвящена определенная лексическая тема. Поэтому не возникает трудностей, при создании предметных картинок, используя развивающие авторские игры.

«Цветные счетные палочки Кюизенера»

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов. В состав комплекта входит:

Белая (25штук), розовая (20штук), голубая (16штук), красная (12штук), желтая (10штук), фиолетовая (9штук), черная (8штук), бордовая (7штук), синяя (5штук), оранжевая (4штуки).

Хочется отметить, что используются только 5 призм различного цвета вместо 10, так как каждому цвету задается конкретное количество слогов:

Оранжевая призма (палочка) соответствует пяти слогам;

Бордовая – четырем слогам;

Фиолетовая – трем слогам;

Красная – двум слогам;

Розовая – одному слогу;

Белая  призма (палочка) соответствует одной букве.

На основе данной игры выполняются следующие инструкции:

- составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок;

- составление предложений по опорным словам;

- подстановка недостающего предлога;

- пересказ текста после прослушивания;Хочу такой сайт

- рассказ из собственного опыта;

- словоизменение;

- словообразование.

«Логические блоки Дьенеша»

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

-формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные);

-цветом (красные, желтые, синие);

-размером (большие и маленькие);

-толщиной (толстые и тонкие).

 Выкладываем с помощью различных блоков схему предложений, четко следуя инструкции.

«Сложи узор»

Данная игра представлена на логопункте в трех вариантах (стандартный комплект среднего размера, комплект из маленьких деревянных кубиков и большие мягкие кубики).

В комплект входят 16 одинаковых кубиков, примеры узоров.

Содержание логопедической работы, при применении данных игр:

Понимание номинативной стороны печи

Понимание предложений

Понимание грамматических форм

Называние слов, обозначающих предметы

Называние признаков предметов

Называние действий людей и животных

Называние времен года, их последовательности

Подбор слов с противоположным значением к словам

Подбор синонимов к словам

Подбор однокоренных слов к словам.

Использование девайсов (электронных учебников). Данная нетрадиционная технология используется также для развития и формирования лексико-грамматической стороны речи. Данный вид работы находится в разделе предшкола и раскраски.

Данные виды работ могут быть предложены в виде индивидуальных занятий, а также подгрупповых.

Такая работа предусматривает оптимальное развитие и формирование лексико-грамматического строя речи через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общего недоразвития речи.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 31.10.2019

Дата обновления: 08.11.2019

Дата публикации: 31.10.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».