09.11.2019
Дорогие родители!
Вы — первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его
школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в
жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы можете подарить
своему ребенку на всю жизнь:
одна — корни,
а другая — крылья.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к
опыту детства — к жизни в семье: даже убеленный сединами ветеран продолжает
ссылаться на «то, чему учила меня моя мать», «то, что мне показал отец», «то,
чему меня учили дома». Интересно, что и люди, добившиеся успеха в жизни,
отмечают значимость того, что дается ребенку родителями.
«Годы чудес» — так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям
и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют
неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Умение
говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые
ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать,
он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.
В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и
родители будут недоумевать: «Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!» Но
не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых
коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой
формирования личности, укрепить связи между
детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат
отец и мать.
Советы
родителям
ДЕЛАТЬ ИЛИ
НЕ ДЕЛАТЬ?
Делайте!
* Радуйтесь Вашему малышу.
* Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте
что-нибудь.
* Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с
собой.
* Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните
«параллельный разговор» (комментируйте его действия).
* Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим
тоном.
* Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и
внимательно.
* Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
* Говорите с малышом короткими фразами.
* В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
* Ваши объяснения должны быть простыми и
понятными.
* Говорите медленно.
* Будьте терпеливы.
* Сначала спрашивайте «что»; «почему» спросите, когда малыш
подрастет.
* Каждый день читайте ребенку.
* Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
* Не скупитесь на
награду: похвалу или поцелуй.
* Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
* Поощряйте игры с другими детьми.
* Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о
которых он мог бы рассказывать.
* Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с
ним, играйте, лепите «куличики» из песка, пусть он поможет Вам пересаживать
цветы, вешать полки.
* Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок,
стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
* Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
* Если ребенок начал что-то коллекционировать — кораблики,
машинки, крышки от бутылок — или у него появилось хобби, займитесь этим вместе
с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
* Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие
Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
* Не теряйте чувства юмора.
* Играйте с ребенком в разные игры.
* Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети
дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
* Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не
отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, — другими словами, не
дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
* Не задавайте слишком много вопросов.
* Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
* Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится,
устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
* Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно
убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
* Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не
так! Переделай это».
* Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше сказать просто: «Она
синяя».
* Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не
следует этого делать в присутствии других людей.
* Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он
перестанет обращать на Вас внимание.
* Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или
впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
* Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста
понимания:
всех логических связей;
всех Ваших чувств («Мама устала»);
абстрактных рассуждений и объяснений.
* Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены
в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
* Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его
братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или
родственниками.