09.11.2019
Совместная деятельность
логопеда, воспитателя и родителей по
преодолению
ФНР и ФФНР у дошкольников
(консультация для родителей)
1.
Определение понятий
Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок
не слышит разницу между звуками и
произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).
Низкий
уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:
·
Неразличение на
слух звуков в своей и чужой речи
·
Нарушение
умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная
сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять
движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук
искажается. (Моторное нарушение речи).
Фонетико-фонематическое недоразвитие
речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования
произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными
речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным
слухом и интеллектом.
Недостатки
произношения на практике проявляются в следующем:
·
Замена звука на
более простой по артикуляции
·
Нестабильное
использование звука в речи
·
Искаженное
произношение звука
У ребенка может быть нарушено произношение
1 звука или нескольких:
·
С, З, Ц –
сигматизм свистящих звуков
·
Ш, Ж, Щ –
сигматизм шипящих звуков
·
Л – ламбдацизм
·
Р – ротацизм
·
К, Г, Х –
каппацизм
·
Й - йотоцизм
2.
Работа логопеда
Никакая самая тщательная работа детского сада
не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные
нарушения речи. Воспитатель и логопед должны помочь родителям правильно
организовать такую работу. Задача воспитателя и логопеда – показать родителям
индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического
строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной
работы. Для того, чтобы наладить
систематические , планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к
ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по 3 направлениям:
1. Коррекция произношения
2. Формирование словаря (накопление, уточнение,
активизация)
3. Формирование грамматических умений и навыков
Соответственно этим направлениям и
должны даваться задания для домашнего выполнения. Не всем детям необходимо
вести работу по всем 3 направлениям. Это зависит от уровня развития речи,
тяжести нарушения и т.д. , но и лишними
задания той лил иной группы не окажутся ни для кого. Поэтому в своей
практике я предпочитаю охватывать все 3 направления работы со всеми детьми.
Внутри каждого
направления в зависимости от особенностей ребенка (память, внимание,
эмоционально-волевая сфера) могут выделены различные разделы:
1. Коррекция произношения
·
Развитие мимики
·
Развитие моторики
·
Развитие
артикуляционного аппарата
·
Постановка
нарушенного звука
·
Автоматизация
звука
·
Дифференциация
звуков
2. Формирование словаря
·
Слова,
обозначающие предметы (номинаты)
·
Слова,
обозначающие действия (предикаты)
·
Слова,
обозначающие свойства и качества (адъекаты)
3. Формирование грамматических умений и навыков
·
Связь слов в
предложении (управление, согласование)
·
Предложные
конструкции (предложения простые и распространенные)
·
Работа над
рассказом, пересказом
По всем указанным разделам и направлениям работа ведется одновременно.
Не вовремя выявленное и не скорректированное ФФНР при поступлении в 1 класс
ведет к нарушению формирования чтения и письма (дисграфии и дислексии).
3.Советы родителям:
·
Больше
разговаривайте с ребенком
·
Заставляйте
ребенка оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры), больше
говорить.
·
Не удивляйтесь,
если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он
молчит – плохо.
·
Не подавляйте
речевую инициативу ребенка – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью,
обязательно надо выслушать до конца и ответить.
·
Замечайте, какова
речь ребенка в непринужденной домашней обстановке и в необычной обстановке (в
гостях, на приеме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в
стрессовых ситуациях – у ребенка
психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности,
повышение самооценки).
·
Просите ребенка
пересказывать, рассказывать все, что он видит (мультфильмы, кино)
·
Спрашивайте
ребенка, что было сегодня интересного в садике? Как он провел день? Что делали
на прогулке? Чем кормили? и т.д. В ответ
на ваш вопрос просите у ребенка предложение, а не 1 слово.
·
Занятия с
ребенком следует проводить ежедневно или через день в форме игры. Можно
проводить их в любое свободное время, например
– идя по улице.
·
Упражнения для
языка, губ необходимо проводить перед зеркалом, с целью зрительного контроля со
стороны ребенка.
·
Отрицательные
эмоции со стороны родителей такие как нетерпение, неудовольствие недопустимы.
·
У ребенка не
может получаться сразу все. Нельзя фиксировать внимание на неудачах. Необходимо
подбодрить ребенка и сделать то , что у ребенка уже хорошо получается,
напомнив, что этого он раньше тоже не мог.
·
Оречевлять любую
совместную деятельность ребенка (проговаривать все, что он делает; проговаривать
все, что вы делаете вместе).
·
Если звук
поставлен, необходимо обращать внимание на то, как ребенок говорит его во
фразовой речи. Если ребенок допускает ошибку необходимо его спокойно поправить,
попросить повторить.
·
Если звук
появился – надо постепенно вводить его в речь, прося ребенка произносить:
- слоги с
этим звуком (ША, ШИ, ШО, АШ, ОШ, УШ)
- слова, начинающиеся на этот звук (ШАР, ШУМ)
- слова, имеющие этот звук в середине, (МАШИНА,
ВЕРШИНА)
- слова, оканчивающиеся на
этот звук МАЛЫШ, КАМЫШ)
- слова со стечением согласных (ИГРУШКИ, КОШКА)
- фразы с данным звуком (В ШАЛАШЕ ШУРШАЛИ МЫШИ),
Игровые
приемы
для
развития звукового, слогового анализа и синтеза,
развития фонематического восприятия и слуха
·
Придумать слова
на заданный звук (Чтобы он был в середине, конце слова).
·
Придумать
предложение, чтобы все слова начинались на заданный звук.
·
Разложить
картинки по стопочкам – в зависимости от начального звука ( в зависимости от
количества звуков, слогов)
·
Преобразования
слов – КОШКА-КАШКА. – Что изменилось?
·
Преобразования
слов - из букв одного слова составить
другое – НОС – СОН и т.д.
·
Назвать слово,
произнесенное по отдельным звукам: ДЭ, О, МЭ = ДОМ
·
Составить слово
из слогов, данных в беспорядке.
·
Игра « Города» -
Москва – Анапа – Архангельск – Киев – и т.д.
·
Составить слово
из букв (слогов) разрезной азбуки.
·
Игры на развитие
слуховой и зрительной памяти «Что изменилось?», « Чего не стало?», « Какие
слова мы сейчас называли?» и т.д.
·
Игра «Поймай
звук» - вы задаете ребенку установку на какой – то звук и говорите разные слова, где этот звук есть и где его нет.
Ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук. Если звука в слове нет –
хлопать не надо.
·
Игра «Снежный
ком» - даете ребенку 1 слово и к этому слову добавляете еще слова по смыслу:
Ваня + читал + книгу + интересную + для бабушки.