Совместная деятельность логопеда, воспитателя и родителей

09.11.2019

Совместная деятельность

логопеда, воспитателя и родителей по преодолению

ФНР и ФФНР у дошкольников

(консультация для родителей)

 

1.     Определение понятий

Фонематическое нарушение речи  (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

·        Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи

·        Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу  слова.

 

Фонетическое нарушение речи (ФНР) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи).

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) –  нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.  К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

·        Замена звука на более простой по артикуляции

·        Нестабильное использование звука в речи

·        Искаженное произношение звука

    У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких:

·        С, З, Ц – сигматизм свистящих звуков

·        Ш, Ж, Щ – сигматизм шипящих звуков

·        Л – ламбдацизм

·        Р – ротацизм

·        К, Г, Х – каппацизм

·        Й - йотоцизм

2.     Работа логопеда

             Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель и логопед должны помочь родителям правильно организовать такую работу. Задача воспитателя и логопеда – показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы.  Для того, чтобы наладить систематические , планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по 3 направлениям:

 

1.     Коррекция произношения

2.     Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация)

3.     Формирование грамматических умений и навыков

 

                               Соответственно этим направлениям и должны даваться задания для домашнего выполнения. Не всем детям необходимо вести работу по всем 3 направлениям. Это зависит от уровня развития речи, тяжести нарушения и т.д. , но и лишними  задания той лил иной группы не окажутся ни для кого. Поэтому в своей практике я предпочитаю охватывать все 3 направления работы со всеми детьми.

                         Внутри каждого направления в зависимости от особенностей ребенка (память, внимание, эмоционально-волевая сфера) могут выделены различные разделы:

1.     Коррекция произношения

·        Развитие мимики

·        Развитие моторики

·        Развитие артикуляционного аппарата

·        Постановка нарушенного звука

·        Автоматизация звука

·        Дифференциация звуков

2.     Формирование словаря

·        Слова, обозначающие предметы (номинаты)

·        Слова, обозначающие действия (предикаты)

·        Слова, обозначающие свойства и качества (адъекаты)

3.     Формирование грамматических умений и навыков

·        Связь слов в предложении (управление, согласование)Хочу такой сайт

·        Предложные конструкции (предложения простые и распространенные)

·        Работа над рассказом, пересказом

                     По всем указанным разделам и направлениям работа ведется одновременно. Не вовремя выявленное и не скорректированное ФФНР при поступлении в 1 класс ведет к нарушению формирования чтения и письма (дисграфии и дислексии).

3.Советы родителям:

·        Больше разговаривайте с ребенком

·        Заставляйте ребенка оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить.

·        Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.

·        Не подавляйте речевую инициативу ребенка – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.

·        Замечайте, какова речь ребенка в непринужденной домашней обстановке и в необычной обстановке (в гостях, на приеме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях  – у ребенка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности, повышение самооценки).

·        Просите ребенка пересказывать, рассказывать все, что он видит (мультфильмы, кино)

·        Спрашивайте ребенка, что было сегодня интересного в садике? Как он провел день? Что делали на прогулке? Чем кормили? и т.д.  В ответ на ваш вопрос просите у ребенка предложение, а не 1 слово.

·        Занятия с ребенком следует проводить ежедневно или через день в форме игры. Можно проводить их в любое свободное время, например  – идя по улице.

·        Упражнения для языка, губ необходимо проводить перед зеркалом, с целью зрительного контроля со стороны ребенка.

·        Отрицательные эмоции со стороны родителей такие как нетерпение, неудовольствие недопустимы.

·        У ребенка не может получаться сразу все. Нельзя фиксировать внимание на неудачах. Необходимо подбодрить ребенка и сделать то , что у ребенка уже хорошо получается, напомнив, что этого он раньше тоже не мог.

·        Оречевлять любую совместную деятельность ребенка (проговаривать все, что он делает; проговаривать все, что вы делаете вместе).

·        Если звук поставлен, необходимо обращать внимание на то, как ребенок говорит его во фразовой речи. Если ребенок допускает ошибку необходимо его спокойно поправить, попросить повторить.

·        Если звук появился – надо постепенно вводить его в речь, прося ребенка произносить:

     - слоги с этим звуком (ША, ШИ, ШО, АШ, ОШ, УШ)

- слова, начинающиеся на этот звук (ШАР, ШУМ)

- слова, имеющие этот звук в середине, (МАШИНА, ВЕРШИНА)

                  - слова, оканчивающиеся на этот звук МАЛЫШ, КАМЫШ)

- слова со стечением согласных (ИГРУШКИ, КОШКА)

- фразы с данным звуком (В ШАЛАШЕ ШУРШАЛИ МЫШИ),

 

Игровые приемы

для развития звукового, слогового анализа и синтеза,

 развития фонематического восприятия и слуха

 

·        Придумать слова на заданный звук (Чтобы он был в середине, конце слова).

·        Придумать предложение, чтобы все слова начинались на заданный звук.

·        Разложить картинки по стопочкам – в зависимости от начального звука ( в зависимости от количества звуков, слогов)

·        Преобразования слов – КОШКА-КАШКА. – Что изменилось?

·        Преобразования слов  - из букв одного слова составить другое – НОС – СОН и т.д.

·        Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам: ДЭ, О, МЭ = ДОМ

·        Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

·        Игра « Города» - Москва – Анапа – Архангельск – Киев – и т.д.

·        Составить слово из букв (слогов) разрезной азбуки.

·        Игры на развитие слуховой и зрительной памяти «Что изменилось?», « Чего не стало?», « Какие слова мы сейчас называли?» и т.д.

·        Игра «Поймай звук» - вы задаете ребенку установку на какой – то звук и  говорите разные  слова, где этот звук есть и где его нет. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук. Если звука в слове нет – хлопать не надо.

·        Игра «Снежный ком» - даете ребенку 1 слово и к этому слову добавляете еще слова по смыслу: Ваня + читал + книгу + интересную + для бабушки.

 

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».