Адаптация детей к ДОУ
21.06.2021
Адаптация детей в детском саду.
Памятка для родителей.
Ваш малыш совсем скоро пойдет в детский
сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни,
понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет…
Детский сад – это новое окружение, новая
обстановка, новые люди. Ребенок в процессе адаптации представляет собой живую
модель стрессового состояния.
Адаптацию в условиях дошкольного
учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к
условиям существования в группе. Из привычного мира семьи малыши попадают в
совершенно новые условия многоликой детской среды. Совершенно ясно, почему
детки в первые дни посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой и смену
обстановки.
Адаптационный
период
– это время, за которое организм привыкает к новым условиям. Именно таким
местом для ребенка является детский сад. Пока один из родителей держит малыша
за руку, тот чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое место.
Но стоит взрослому уйти из поля зрения, как у ребенка начинается паника, он
теряет свой гарант безопасности и спокойствия, он растерян и расстроен. Чтобы
привыкнуть к новому месту требуется время. Длительность адаптационного периода
может различаться, что зависит от многих факторов. Важно: адаптационный процесс кардинально меняет жизнь ребенка,
поэтому часто он сопровождается нарушениями в поведении, капризами,
раздражительностью.
Если взрослому период адаптации может
показаться обычным делом, для ребенка – это настоящий стресс, который может
сопровождаться следующими поведенческими реакциями:
- нарушение сна – малыш
засыпает и просыпается со слезами посреди ночи;
- снижение аппетита – ребенок начинает меньше
есть, а иногда и вовсе отказывается от пищи;
- уменьшение интереса к
окружающему миру – дети в период адаптации не интересуются новыми игрушками и
прочим;
- регрессия психологических
способностей – если раньше малыш умел самостоятельно кушать и одеваться, то в
адаптационный период может временно утратить данные навыки;
- апатия или, наоборот,
агрессия – спокойные дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются;
- снижение иммунитета –
замечено, что в период адаптации малыши часто болеют.
Важно: все эти явления
носят временный характер, не считаются отклонениями в развитии, а наоборот являются
защитным механизмом детского организма. Длительность и выраженность признаков,
характерных для периода адаптации в ДОУ, указывают на успешность привыкания
крохи.
Адаптация
– сложный процесс для ребенка, и то, насколько быстро он привыкнет к новым
условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей.
Признаки легкой, средней или тяжелой адаптации у ребенка
С точки зрения психологии, различают несколько степеней адаптации: легкая
– детсадовец быстро вливается в коллектив и уже спустя 2 недели спокойно
посещает дошкольное учреждение, не устраивая истерики при расставании с
родителями; средняя – первое время по утрам ребенок плачет, отказывается идти в
сад, часто болеет, но через 1,5 месяца подобные признаки бесследно исчезают; тяжелая – встречается редко, малыш
становится агрессивным, не идет на контакт с воспитателями и другими
воспитанниками детского сада, период адаптации продолжается более 2 месяцев.
Признаки легкой степени адаптации к детскому саду:
- ребенок остается в группе без истерик и относится к уходу
родителей спокойно;
- свободно общается с педагогами, глядя им в глаза;
- способен попросить о помощи, когда она ему понадобится;
- без проблем играет с ровесниками;
- легко меняет свой привычный распорядок дня на детсадовский;
- не расстраивается, если воспитатель делает замечания;
- активно рассказывает родителям о своем дне, прошедшем в детском
саду.
При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки:
- трудно расстается с родителями перед заходом в группу и немного
плачет после их ухода, а потом отвлекается на игру;
- нормально общается с детьми и воспитателями;
- соблюдает распорядок дня, установленный в детском саду;
- не агрессивен, не провоцирует сверстников на конфликты.
По мнению психологов, трехлетке проще привыкнуть к детскому саду,
чем ребенку 2 лет, поскольку по достижении этого возраста возникает потребность
в общении сверстниками. При тяжелой степени адаптации у ребенка наблюдаются
выраженные симптомы агрессии, раздражительности. Он ежедневно устраивает
истерики, которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях малышу
так и не удается привыкнуть к новой обстановке.
Существует несколько причин тяжелой адаптации детей в младшей
группе детского сада: - у ребенка не выработаны навыки культуры и гигиены, он
не может играть самостоятельно;
- детсадовский режим кардинально отличается от привычного
домашнего;
- ребенок много болеет, зачастую пропускает детский сад, что только
усложняет адаптацию;
- ребенку не уделяют столько внимания, сколько дома, ведь там он
не единственный, а один из многих;
- сильная привязанность к матери или другому члену семьи;
- до 2 или 3 лет малыш не общался со сверстниками.
Известны также индивидуальные причины тяжелой адаптации детей к
детскому саду. Иногда в 1 день ребенок спокойно заходит в группу и расставание
с родителями проходит без истерик, а потом начинает плакать. Что родителям
делать с «трудными» детьми, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду?
Помогут следующие рекомендации: сохранять спокойствие – известно, что
спокойствие матери передается ребенку, поэтому не стоит показывать
беспокойство, даже если оно присутствует; не оттягивать момент расставания –
как бы ни было страшно впервые отдавать своего кроху в чужие руки, этот момент
все равно настанет; увеличивать время пребывания малыша в детском саду
постепенно − сначала оставить его на пару часов, потом – до обеда, а через пару
недель – на целый день; посещение детского сада при условии хорошего
самочувствия должно быть регулярным; облегчить расставание поможет «ритуал
прощания», который легко придумать самостоятельно – например, поцелуй в щеку и
махание рукой; перед уходом всегда нужно говорить малышу, когда за ним придут –
для понимания точного времени на часах кроха еще не дорос, поэтому уточняющими
данными служат «после обеда», «после сна», «во время прогулки» и прочее;
справиться с грустью ребенку поможет «оберег», в роли которого может выступать
любимая игрушка или другая дорогая сердцу вещь, ее нужно дать с собой в детский
сад; придумать мотивацию для посещения ДОУ – посмотреть, как кормят рыбок, или
любимая игрушка заскучала; не обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, а
также любые негативные моменты, связанные с детским садом; если кроха слишком
привязан к матери, в садик его лучше отводить отцу, бабушке или другим
родственникам, с которыми расставаться легче.
Подготовительный период 2-3 месяца до начала посещения детского
сада, рекомендовано для всех детей.
Для того,
чтобы адаптация прошла легче, необходимо заранее
начинать готовить ребенка к этому важному этапу в жизни. Что могут сделать
родители, чтобы облегчить малышу этот шаг:
-
привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
-
познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша
новые для него блюда;
-
расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские
площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у
бабушки и т. п.;
-
по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;
-
отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;
-
не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;
-
как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями
группы, куда он скоро придет;
-
стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с
которыми он раньше играл дома или во дворе;
-
настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад;
-
не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание.
В
период привыкания малыша к детскому саду рекомендуется:
-
не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в
детский сад;
-
планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового
коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день;
-
все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим;
-
настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он
дорос до детского сада и стал таким большим;
-
не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше
забирать детей домой;
-
создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;
-
щадить его ослабленную нервную систему;
-
не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время
прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр
телевизионных передач;
-
как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях
малыша;
-
создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском
учреждении;
-
не наказывать ребенка за детские капризы;
Будьте внимательны к ребенку, заботливы и
терпеливы.
Руководствуясь этими нехитрыми правилами, можно существенно
облегчить крохе привыкание к новой обстановке.