Адаптация детей к ДОУ

21.06.2021

Адаптация детей в детском саду.

Памятка для родителей.

Ваш малыш совсем скоро пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет…

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Ребенок в процессе адаптации представляет собой живую модель стрессового состояния.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе. Из привычного мира семьи малыши попадают в совершенно новые условия многоликой детской среды. Совершенно ясно, почему детки в первые дни посещения плачут, тяжело переживают разлуку с мамой и смену обстановки.

Адаптационный период – это время, за которое организм привыкает к новым условиям. Именно таким местом для ребенка является детский сад. Пока один из родителей держит малыша за руку, тот чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое место. Но стоит взрослому уйти из поля зрения, как у ребенка начинается паника, он теряет свой гарант безопасности и спокойствия, он растерян и расстроен. Чтобы привыкнуть к новому месту требуется время. Длительность адаптационного периода может различаться, что зависит от многих факторов. Важно: адаптационный процесс кардинально меняет жизнь ребенка, поэтому часто он сопровождается нарушениями в поведении, капризами, раздражительностью.

Если взрослому период адаптации может показаться обычным делом, для ребенка – это настоящий стресс, который может сопровождаться следующими поведенческими реакциями:

- нарушение сна – малыш засыпает и просыпается со слезами посреди ночи;

 - снижение аппетита – ребенок начинает меньше есть, а иногда и вовсе отказывается от пищи;

- уменьшение интереса к окружающему миру – дети в период адаптации не интересуются новыми игрушками и прочим;

- регрессия психологических способностей – если раньше малыш умел самостоятельно кушать и одеваться, то в адаптационный период может временно утратить данные навыки;

- апатия или, наоборот, агрессия – спокойные дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются;

- снижение иммунитета – замечено, что в период адаптации малыши часто болеют.

Важно: все эти явления носят временный характер, не считаются отклонениями в развитии, а наоборот являются защитным механизмом детского организма. Длительность и выраженность признаков, характерных для периода адаптации в ДОУ, указывают на успешность привыкания крохи.

 Адаптация – сложный процесс для ребенка, и то, насколько быстро он привыкнет к новым условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей.

 

Признаки легкой, средней или тяжелой адаптации у ребенка

С точки зрения психологии, различают несколько степеней адаптации: легкая – детсадовец быстро вливается в коллектив и уже спустя 2 недели спокойно посещает дошкольное учреждение, не устраивая истерики при расставании с родителями; средняя – первое время по утрам ребенок плачет, отказывается идти в сад, часто болеет, но через 1,5 месяца подобные признаки бесследно исчезают; тяжелая – встречается редко, малыш становится агрессивным, не идет на контакт с воспитателями и другими воспитанниками детского сада, период адаптации продолжается более 2 месяцев.

Признаки легкой степени адаптации к детскому саду:

- ребенок остается в группе без истерик и относится к уходу родителей спокойно;

- свободно общается с педагогами, глядя им в глаза;
- способен попросить о помощи, когда она ему понадобится;

- без проблем играет с ровесниками;

- легко меняет свой привычный распорядок дня на детсадовский;

- не расстраивается, если воспитатель делает замечания;

- активно рассказывает родителям о своем дне, прошедшем в детском саду.

При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки:

- трудно расстается с родителями перед заходом в группу и немного плачет после их ухода, а потом отвлекается на игру;

- нормально общается с детьми и воспитателями;

- соблюдает распорядок дня, установленный в детском саду;

- не агрессивен, не провоцирует сверстников на конфликты.

По мнению психологов, трехлетке проще привыкнуть к детскому саду, чем ребенку 2 лет, поскольку по достижении этого возраста возникает потребность в общении сверстниками. При тяжелой степени адаптации у ребенка наблюдаются выраженные симптомы агрессии, раздражительности. Он ежедневно устраивает истерики, которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях малышу так и не удается привыкнуть к новой обстановке.

Существует несколько причин тяжелой адаптации детей в младшей группе детского сада: - у ребенка не выработаны навыки культуры и гигиены, он не может играть самостоятельно;

- детсадовский режим кардинально отличается от привычного домашнего;Хочу такой сайт

- ребенок много болеет, зачастую пропускает детский сад, что только усложняет адаптацию;

- ребенку не уделяют столько внимания, сколько дома, ведь там он не единственный, а один из многих;

- сильная привязанность к матери или другому члену семьи;

- до 2 или 3 лет малыш не общался со сверстниками.

Известны также индивидуальные причины тяжелой адаптации детей к детскому саду. Иногда в 1 день ребенок спокойно заходит в группу и расставание с родителями проходит без истерик, а потом начинает плакать. Что родителям делать с «трудными» детьми, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Помогут следующие рекомендации: сохранять спокойствие – известно, что спокойствие матери передается ребенку, поэтому не стоит показывать беспокойство, даже если оно присутствует; не оттягивать момент расставания – как бы ни было страшно впервые отдавать своего кроху в чужие руки, этот момент все равно настанет; увеличивать время пребывания малыша в детском саду постепенно − сначала оставить его на пару часов, потом – до обеда, а через пару недель – на целый день; посещение детского сада при условии хорошего самочувствия должно быть регулярным; облегчить расставание поможет «ритуал прощания», который легко придумать самостоятельно – например, поцелуй в щеку и махание рукой; перед уходом всегда нужно говорить малышу, когда за ним придут – для понимания точного времени на часах кроха еще не дорос, поэтому уточняющими данными служат «после обеда», «после сна», «во время прогулки» и прочее; справиться с грустью ребенку поможет «оберег», в роли которого может выступать любимая игрушка или другая дорогая сердцу вещь, ее нужно дать с собой в детский сад; придумать мотивацию для посещения ДОУ – посмотреть, как кормят рыбок, или любимая игрушка заскучала; не обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, а также любые негативные моменты, связанные с детским садом; если кроха слишком привязан к матери, в садик его лучше отводить отцу, бабушке или другим родственникам, с которыми расставаться легче.

 

Подготовительный период 2-3 месяца до начала посещения детского сада, рекомендовано для всех детей.

Для того, чтобы адаптация прошла легче, необходимо заранее начинать готовить ребенка к этому важному этапу в жизни. Что могут сделать родители, чтобы облегчить малышу этот шаг:

- привести домашний режим в соответствие с режимом группы;

- познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;

- расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т. п.;

- по возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;

- отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;

- не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;

- как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он скоро придет;

- стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;

- настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад;

- не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание.

 

В период привыкания малыша к детскому саду рекомендуется:

- не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад;

- планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день;

- все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим;

- настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим;

- не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой;

- создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;

- щадить его ослабленную нервную систему;

- не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач;

- как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;

- создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении;

- не наказывать ребенка за детские капризы;

 Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Руководствуясь этими нехитрыми правилами, можно существенно облегчить крохе привыкание к новой обстановке.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».