4.1 Результаты профессиональной деятельности по совершенствованию методов обучения и воспитания
26.06.2025
Для повышения интереса дошкольников к коррекционно-развивающим занятиям,
Ольга Сергеевна в своей профессиональной деятельности активно использует
современные образовательные методы, приемы и технологии.
Здоровьесберегающие технологии
01.09.2025
Здоровьесберегающие технологии
способствуют развитию речевого творчества, построения речевого
высказывания в ситуации общения:
Помимо
традиционных и общепринятых здоровьесберегающих технологий (артикуляционная
гимнастика с биоэнергопластикой (автор Р. Г. Бушлякова), дыхательная гимнастика
(А. Н. Стрельниковой), самомассаж, упражнения с массажным мячом, элементы
Су-Джок терапии) на логопедических занятиях активно применяются приемы
нейропсихологического подхода – нейрогимнастика и упражнения на балансировочной
доске Бильгоу.
Выполнение
различных упражнений на балансировочной доске позволяет улучшить синхронизацию
и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие
вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В ходе
подключения упражнений, направленных на мозжечковую стимуляцию,
телесно-ориентированных упражнений удалось добиться положительной динамики в
коррекции проблем развития детей; разработать методические рекомендации по
использованию балансира и кинезиологических упражнений на индивидуальных
логопедических занятиях. В результате повышается эффективность работы мозговых
функций, связанных с процессом обучения. Воспитанники, удерживая равновесие,
произносят звуки, слоги и слова с более четкими артикуляциями и более
осознанно, включается контроль. На балансире отрабатываются следующие
упражнения: артикуляционная гимнастика; отработка правильного произношения
звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях); проговаривание
чистоговорок, грамматические задания и отработка словаря по лексическим темам.
Используемые здоровьесберегающие технологии позволяют
ускорить процесс коррекции речи дошкольников и получить положительные
результаты, способствуют повышению речевой активности детей,
развивают речевые умения и навыки, снимают напряжение, восстанавливают
работоспособность ребенка, активизируют познавательные процессы.
Технологии формирования связной речи
01.09.2025
Активно
применяется технология «текстов цепной
организации» В.К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко направленная на развитие
связной речи дошкольников.
Технология
наглядного моделирования - "Мнемотехника":
картинка в данной технике - это «крючок», способный зацепить знания и удержать
их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу
на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью
мнемотаблицы ребенок легко научается составлять описательные рассказы,
осуществляет пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивает
стихотворения.
Мнемотехнику
использую в разных видах речевой деятельности: при пересказах художественной
литературы; при обучении составлению рассказов. В результате у дошкольников
процесс запоминания стал более эффективным, интересным, творческим.
Технологии формирования лексико-грамматического строя речи
01.09.2025
Технология
формирования лексико-грамматического строя речи разработана на основе
лексического подхода к построению занятий. Лексические темы выбираются
согласно единому календарно-тематическому планированию образовательного
процесса в ДОУ.
В
преодолении стойких аграмматизмов помогают различные дидактические игры,
которые позволяют наглядно продемонстрировать детям абстрактность
грамматических категорий:
-
грамматические лупы для согласования существительных с прилагательными,
местоимениями и числительными («мой/моя/мое/мои», «два», «пять», «мечтаю о
чем?», «нет чего?»)
-
грамматические рамки, позволяющие тренировать изменение и
согласование слов.
Ольга
Сергеевна активно применяет технологию критического мышления – «Кубики Блума»,
которая позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера
(выпавшая грань кубика укажет: какого типа вопрос следует задать или какое задание
выполнить). Разработана методическая копилка кубиков по лексическим темам.
Адаптированная технология "Storysack" - логопедический "Мешок историй"
01.09.2025
В коррекционной работе Ольга Сергеевна активно применяет технологию
«сторисек» Данная технология была адаптирована к применению в логопедической
коррекционно-развивающей деятельности для коррекции звукопроизношения,
лексико-грамматических категорий и связной речи у дошкольников с общим
недоразвитие речи, посредством эмоционального погружения в ознакомление с
художественным произведением. Была отмечена практическая значимость технологии
«Сторисек»: возможность эффективного решения всех задач речевого развития в
занимательной, игровой форме, не требующей специального оборудования, у 79%
воспитанников возрос интерес к художественным произведениям.
Использование игровых приемов на этапах логопедических занятий
01.09.2025
Игры помогают сделать занятия для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
-пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
-повысить познавательную активность и работоспособность детей;
-активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
-плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
-увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Учителем-логопедом разработано и модернизировано разнообразное количество игр, которые завлекают детей в мир автоматизации звуков:
- игры с разнообразными камушками марблс, магнитными жетончиками и бубенчиками, 3D моделями;
- игры с «фонариком», разработанные по звукам и лексическим темам;
- объемные дидактические игры;
- тактильные чистоговорки;
- игры с нейроподходом.
Дидактические пособия созданные с помощью 3D моделирования
01.09.2025
С каждым годом становится все труднее удивить детей и завлечь их в образовательный процесс. Как правило, игрушки и пособия, имеющиеся в детском саду, есть у детей и дома. В связи с этим современному педагогу необходимо идти в ногу со временем и использовать в своей работе новые технологии.
Научные и технические достижения предоставляют широкий спектр технических и технологических новинок, которые возможно применить не только при решении повседневных задач, но и в сфере образования. Одной из инновационных идей является использование технологии 3D-печати.
Так логопедом смоделированы и распечатаны следующие пособия, направленные на речевое развитие дошкольников:
- "Лого Паровозик" для развития фонематических процессов, звуко-буквенного анализа слов, автоматизации звуков;
- "ЛогоЛодочки" для автоматизации звука Л, формирования фонематического анализа;
- Рамки-поддувалочки со сменными модулями в зависимости от времени года (листочки, бабочки, снежинки, цветочки, капельки);
- элементы артикуляционной гимнастики (чашечка, парус, фокусник);
- предметы для автоматизации звуков (Шляпа, Ракета, Робот, Лодка, Ладошка, Снежинки, Жетоны, Зонт);
- макеты достопримечательностей города Екатеринбург;
- тактильные стрелочки для формирования ориентировки в пространстве.
Развивающая предметно - пространственная среда в группе компенсиующей направленности
03.09.2025
С 2023 года в детском саду появилась группа компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Её педагогами стали: учитель - логопед Бригида Ольга Сергеевна и воспитатель Соболева Ольга Борисовна.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующей направленности создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности и ее социализации.
Главное требование к развивающей предметно-пространственной среде – ее развивающий характер.
В группе для полноценного развития речи детей организован центр речевого развития "Речевичок".
Цель данного центра: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе, для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Для самоконтроля поставленных звуков в "Речевичке" создан экран звукопроизношения в виде космического пространства.
Ленточный «Сухой душ» предназначен для стимуляции и развития тактильных ощущений, зрительной памяти, активации творческой и познавательной деятельности; служит укромным уголком, помогает восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Имеет расслабляющий эффект, помогает снять эмоциональное напряжение, что важно для детей с ТНР.
Рисование ребенка на прозрачном мольберте – это не только увлекательное развлечение, но, прежде всего, это умение изобразить окружающий мир, а также развитие речи, мелкой моторики, умственных способностей и интеллекта. Рисование на таком мольберте способствует умению договариваться, планировать задуманное и в воплощение замысла.
Классики – это самая распространенная игра среди детей, которая помогает не только укреплению связочно-мышечного аппарата ног, развитию навыков элементарных передвижений, тренировке зрительного анализатора, но и обучению координации, увеличению силовой выносливости мышц.
Классики формируют положительные навыки крупной моторики, координации в пространстве и в собственном теле, развивают мыслительные процессы, помогают детям закрепить цвет и форму.
Для эффективного коррекционного процесса используется каждый сантиметр группового пространства: "Буквоград" (закрепление графического образа буквы и звуко-буквенный анализ слова);
дидактическое настенное пособие "Речевичок" (формирование и развитие лексико-грамматические категории)