Развивающая предметно-пространственная среда ДОО
06.09.2025
Одним из важных условий воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей деятельности в детском саду является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
РППС - есть комфортная, уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными, речевыми и игровыми материалами.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического пункта
06.09.2025
Кабинет учителя-логопеда ДОО предназначен для оказания своевременной квалифицированной диагностической и коррекционной помощи детям, а также консультативно-методической помощи родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребенка с проблемами развития речи.
Принципы организации предметно-пространственной среды логопедического кабинета:
- соответствие психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям;
- Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
- Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
- Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
- Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
- Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
- Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.
Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка в "страну красивой и правильной речи".
Развивающая предметно-пространственная среда групп (центры "Речевичок")
06.09.2025
Речевой центр способствует содержательному общению детей с взрослыми и сверстниками. С их помощью педагоги создают условия для развития детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения.
Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:
-развитие словаря ребѐнка;
-работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
-развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
-воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
-подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
-развитие мелкой моторики и графомоторной функции; -знакомство с художественной литературой.
Критерии оснащения при подборе дидактического материала:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- доступность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» речевого центра).
Учителем-логопедом Бригидой Ольгой Сергеевной была разработаны методические рекомендации по организации и наполнению речевых центров по возрастным группам: https://228.tvoysadik.ru/?section_id=980
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО
06.09.2025
Учитель-логопед помогает в организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада, направленной на речевое развитие с учетом интересов детей, что также позволяет обеспечить создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения успехов во всестороннем развитии.
Говорящие стены
В «паровозике из Ромашково», отправляющемуся по стене, размещаются тематические наглядные материалы по произведению.
«Замок букв» содержит в себе буквы, с помощью которых дети самостоятельно могут формулировать мысли, актуализируя полученную на занятиях информацию.
В «Интересных кармашках» хранятся задания для самостоятельного выполнения детьми в детском саду или дома.
Лестничная педагогика представлена ступеньками-ребусами, на которых зашифрованы герои произведений, места, где происходят основные действия, авторы и названия произведений.
Книжная аллея
В пространстве холла детского сада высажены деревья с книжками-малышками и рукотворными книгами, книжный фонд аллеи меняется и пополняется в соответствии с календарно-тематическим планированием и тематикой изучаемых произведений. Здесь размещаются книжки-малышки, изготовленные детьми совместно с родителями.
Капитошкина библиотека
Расположена в холле по дороге от книжной аллеи. В библиотеке садика уже имеется книжный фонд более 1000 книжных экземпляров. Библиотека представлена полками с актуальными книгами и дидактическими играми по возрастам и тематике, имеется стеллаж «Для Вас педагоги и родители», где систематически производится обмен книгами среди родителей и педагогов, также имеется место для подгрупповой читательской и игровой деятельности. Для того чтобы детям было удобнее найти книгу по нужной теме, каждый раздел обозначен художественным символом (деревом, сказочным персонажем). Кроме традиционных книг в библиотеке есть дополнительные экспозиции: книги с сюрпризом, книжки-игрушки, аудио-сказки, театр в сундучке, где представлены персонажи различных произведений, изготовленные из разного материала, разными способами.
Карта города Екатеринбурга с достопримечательностями
06.09.2025
Ольга Сергеевна разработала и изготовила пособие "карта города Екатеринбурга", смоделировала и распечатала 3D модели достопримечательностей нашего города. К данному пособию был разработан цикл занятий-экскурсий по городу Екатеринбург, ознакомлению с его главными достопримечательностями, семьями воспитанников была обогащена книга "Улицы нашего города" , а также созданы виртуальные экскурсии "Такой знакомый-незнакомый город Екатеринбург", где дети знакомили нас с непопулярными достопримечательностями как Орджоникидзевского района, так и других районов города Екатеринбург.