Методическая разработка для педагогов «Наполнение речевых центров в группах ДОО»

25.11.2023

«Наполнение речевых центров в группах ДОО»

 

Речевой центр группы раннего возраста

 I.    Развитие неречевых процессов:

1.     Моторная сфера.

·         развитие общей моторики:

- картотека игр по лексическим темам.

·         развитие мелкой моторики:

- картотека пальчиковых игр;

- игры с прищепками;

- мячики-массажеры;

- сортёры;

- конструкторы;

·         развитие артикуляционной моторики:

- безопасное зеркало;

- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

- простые артикуляционные сказки;

- герои мультфильмов с разными артикуляционными позами (не сменные);

- «игрушки-говорилки».

2.     Речевое дыхание.

·         игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:

- султанчики;

- игры для сдувания: сдуй снежинку, листочки на палочках «Листопад», «задуй свечку», «остуди чай» и т.д.

3.   Просодическая сторона речи.

·        игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:

- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)

4. Фонематические процессы.

·         игры на развитие слухового внимания:

- узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.

- музыкальные инструменты;

- запись со звуками улицы, города, животных, к ним соответствующие картинки. Ребенок послушал звук, нужно найти картинку, что/кто звучит.

 

II. Развитие речевых процессов.

1.     Игры на развитие речи, вызывание речи.

- Предметные картинки, предметы,  которые можно озвучивать (Мячик – «бом», киса – «Мяу», Мышки – «Пи».

- Стишки-карточки для самых маленьких

- Сказки

- Картотека стихов со звукоподражаниями.

 

Речевой центр младшей группы

 I.    Развитие неречевых процессов:

1.  Моторная сфера.

·        развитие общей моторики:

- картотека игр по лексическим темам.

·        развитие мелкой моторики:

- картотека пальчиковых игр;

- сухой бассейн;

- игры с прищепками;

- мячики-массажеры;

- сортёры;

- конструкторы;

·        развитие артикуляционной моторики:

- безопасное зеркало;

- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

- герои мультфильмов с разными артикуляционными позами;

- «игрушки-говорилки».

2. Речевое дыхание.

·        игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:

- воздушный футбол;

- воздушный боулинг;

- чей жучок быстрее;

- плоскостные игры с «летающими» элементами.

3. Просодическая сторона речи.

·        игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:

- игры «звукоподражания»

- картинки с изображением ритмических рядов;             

- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки»:

цель: развитие темпа и ритма речи; материалы: картинки с изображением хлопушек разных размеров – большие и маленькие; описание:  посмотрите на картинки, большая хлопушка хлопает громко, маленькая тихо. Педагог показывает детям хлопушки, дети соответственно хлопают. (Большая хлопушка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая - слабо.;

- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)

- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.

4. Фонематические процессы.

·        игры на развитие слухового внимания:

- «Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.

- шумовые коробочки;

- музыкальные инструменты;

·        игры на развитие речевого слуха:

- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.

 

II. Развитие речевых процессов.

1.  Лексико-грамматический строй речи.

- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении.

- Картотека стихов, загадок по лексическим темам.

- Предметные картинки по лексическим темам.

- Сюжетные картинки по лексическим темам.



Речевой центр средней группы

 I. Развитие неречевых процессов

1.  Моторная сфера.

·        развитие общей моторики:

- картотека игр по лексическим темам.

·        развитие мелкой моторики:

- картотека пальчиковых игр;

- игры с прищепками;

- мячики-массажеры;

- сортёры;

- конструкторы;

- простые нейродорожки для двуручной деятельности.

·        развитие артикуляционной моторики:

- безопасное зеркало;

- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

- герои мультфильмов с разными артикуляционными позами;

- «игрушки-говорилки»;

·        игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:

- воздушный футбол;

- воздушный боулинг;

- чей жучок быстрее;

- «рамки-поддувалки»

- плоскостные сюжетные игры с «летающими» элементами;

3. Просодическая сторона речи.

·        игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:

- картинки с изображением ритмических рядов;             

- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки»;

- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)

- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.

4. Фонематические процессы.

·         игры на развитие слухового внимания:

- «Хлоп-топ», Узнай, что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.

- шумовые коробочки;

- музыкальные инструменты;

·        игры на развитие речевого слуха:

- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.

· игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)

- «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т.п.

- фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т.п.)

5. Звукопроизношение.

·        «звуковые дорожки» (гласные звуки, звуки раннего онтогенеза, свистящие)

 

II. Развитие речевых процессов.

1.  Лексико-грамматический строй речи.

- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении.

- Картотека стихов, загадок по лексическим темам.

- Предметные картинки по лексическим темам.

- Сюжетные картинки по лексическим темам.

- Картотека планов к составлению описательного рассказа;Хочу такой сайт

- мнемотаблицы и кукольный театр для простых стихотворений, маленьких рассказов.



Речевой центр старшей группы

I. Развитие неречевых процессов:

1.  Моторная сфера.

·        развитие общей моторики:

- картотека игр по лексическим темам.

·         развитие мелкой моторики:

- картотека пальчиковых игр;

- нейро кубики «повтори движение»

- моторные дорожки для двуручной деятельности;

- сухой бассейн;

- игры с прищепками;

- мячики-массажеры;

- сортёры;

- конструкторы;

·        развитие артикуляционной моторики:

- безопасное зеркало;

- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

- герои мультфильмов с разными артикуляционными позами;

- «игрушки - говорилки»;

2. Речевое дыхание.

·  игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:

- «рамки-поддувалки»;

- воздушный футбол;

- воздушный боулинг;

- плоскостные сюжетные игры с «летающими» элементами;

3. Просодическая сторона речи.

·  игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:

- картинки с изображением ритмических рядов;             

- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки», «Кто стучит», «Кто пришел», «Чья одежда» и т.д.)

- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)

- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.

4.  Фонематические процессы.

·         игры на развитие слухового внимания:

- «Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.

- шумовые коробочки;

- музыкальные инструменты;

·         игры на развитие речевого слуха:

- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.

· игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)

- «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т.п.

- фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т.п.)

 

II. Развитие речевых процессов.

1.     Лексико-грамматический строй речи:

- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении;

- Картотека стихов, загадок по лексическим темам;

- Предметные картинки по лексическим темам;

- Сюжетные картинки по лексическим темам;

- Картотека тематических игр с фонариком;

- Картотека «мнемотаблиц» для составления описательного рассказа по лексическим темам.

2. Звукопроизношение.

 - плакат «звуки» (гласные- согласные какие бывают и почему);

 - «звуковые дорожки» дл свистящих, шипящих и сонорных звуков;

- игры на закрепление правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков;

- игры на липучках для дифференциации звуков.

  

III. Подготовка к обучению грамоте.

· Картотека игр и игрушек по подготовке к обучению грамоте:

- Картотека букв;

- Символы звуков;

- Предметные картинки на все звуки.

- Трафареты букв;

- Разрезная азбука;

- Лента букв большого размера.

  

Речевой центр подготовительной группы

 I. Развитие неречевых процессов

1.  Моторная сфера.

·        развитие общей моторики:

- картотека игр по лексическим темам.

·         развитие мелкой моторики:

- картотека пальчиковых игр;

- нейро кубики «повтори движение»

- моторные дорожки для двуручной деятельности;

- сухой бассейн;

- игры с прищепками;

- мячики-массажеры;

- сортёры;

- конструкторы;

·        развитие артикуляционной моторики:

- безопасное зеркало;

- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

- герои мультфильмов с разными артикуляционными позами;

- «игрушки - говорилки»;

2. Речевое дыхание.

· игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:

- «рамки-поддувалки»;

- воздушный футбол;

- воздушный боулинг;

- плоскостные сюжетные игры с «летающими» элементами;

3. Просодическая сторона речи.

· игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:

- картинки с изображением ритмических рядов;             

- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки», «Кто стучит», «Кто пришел», «Чья одежда» и т.д.)

- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)

- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.

4.  Фонематические процессы.

·         игры на развитие слухового внимания:

- «Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.

- «поймай звук»

- шумовые коробочки;

- музыкальные инструменты;

·       игры на развитие речевого слуха:

- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.

· игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)

- «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т.п.

- фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т.п.)

  

II. Развитие речевых процессов.

1.     Лексико-грамматический строй речи.

- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении;

- Картотека стихов, загадок по лексическим темам;

- Предметные картинки по лексическим темам;

- Сюжетные картинки по лексическим темам;

- Картотека тематических игр с фонариком;

- Картотека «мнемотаблиц» для составления описательного рассказа по лексическим темам.

2. Звукопроизношение.

- плакат «звуки» (гласные- согласные какие бывают и почему);

- «звуковые колечки»;

- «звуковые дорожки» для свистящих, шипящих и сонорных звуков;

- игры на закрепление правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков;

- игры на липучках для дифференциации звуков.

 

III. Подготовка к обучению грамоте.

· Картотека игр и игрушек по подготовке к обучению грамоте:

- Картотека букв;

- Символы звуков;

- Предметные картинки на все звуки.

- Трафареты букв;

- Карточки для формирования правильного написания печатных букв;

- Разрезная азбука;

- Лента букв большого размера.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».