25.11.2023
«Наполнение речевых центров в группах ДОО»
Речевой центр группы раннего возраста
I. Развитие неречевых процессов:
1. Моторная сфера.
· развитие общей моторики:
- картотека игр по лексическим темам.
· развитие мелкой моторики:
- картотека пальчиковых игр;
- игры с прищепками;
- мячики-массажеры;
- сортёры;
- конструкторы;
· развитие артикуляционной моторики:
- безопасное зеркало;
- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
- простые артикуляционные сказки;
- герои мультфильмов с разными артикуляционными позами (не сменные);
- «игрушки-говорилки».
2. Речевое дыхание.
· игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:
- султанчики;
- игры для сдувания: сдуй снежинку, листочки на палочках «Листопад», «задуй свечку», «остуди чай» и т.д.
3. Просодическая сторона речи.
· игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:
- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)
4. Фонематические процессы.
· игры на развитие слухового внимания:
- узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.
- музыкальные инструменты;
- запись со звуками улицы, города, животных, к ним соответствующие картинки. Ребенок послушал звук, нужно найти картинку, что/кто звучит.
II. Развитие речевых процессов.
1. Игры на развитие речи, вызывание речи.
- Предметные картинки, предметы, которые можно озвучивать (Мячик – «бом», киса – «Мяу», Мышки – «Пи».
- Стишки-карточки для самых маленьких
- Сказки
- Картотека стихов со звукоподражаниями.
Речевой центр младшей группы
I. Развитие неречевых процессов:
1. Моторная сфера.
· развитие общей моторики:
- картотека игр по лексическим темам.
· развитие мелкой моторики:
- картотека пальчиковых игр;
- сухой бассейн;
- игры с прищепками;
- мячики-массажеры;
- сортёры;
- конструкторы;
· развитие артикуляционной моторики:
- безопасное зеркало;
- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
- герои мультфильмов с разными артикуляционными позами;
- «игрушки-говорилки».
2. Речевое дыхание.
· игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:
- воздушный футбол;
- воздушный боулинг;
- чей жучок быстрее;
- плоскостные игры с «летающими» элементами.
3. Просодическая сторона речи.
· игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:
- игры «звукоподражания»
- картинки с изображением ритмических рядов;
- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки»:
цель: развитие темпа и ритма речи; материалы: картинки с изображением хлопушек разных размеров – большие и маленькие; описание: посмотрите на картинки, большая хлопушка хлопает громко, маленькая тихо. Педагог показывает детям хлопушки, дети соответственно хлопают. (Большая хлопушка — хлопнуть в ладоши сильно, маленькая - слабо.;
- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)
- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.
4. Фонематические процессы.
· игры на развитие слухового внимания:
- «Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.
- шумовые коробочки;
- музыкальные инструменты;
· игры на развитие речевого слуха:
- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.
II. Развитие речевых процессов.
1. Лексико-грамматический строй речи.
- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении.
- Картотека стихов, загадок по лексическим темам.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Сюжетные картинки по лексическим темам.
Речевой центр средней группы
I. Развитие неречевых процессов
1. Моторная сфера.
· развитие общей моторики:
- картотека игр по лексическим темам.
· развитие мелкой моторики:
- картотека пальчиковых игр;
- игры с прищепками;
- мячики-массажеры;
- сортёры;
- конструкторы;
- простые нейродорожки для двуручной деятельности.
· развитие артикуляционной моторики:
- безопасное зеркало;
- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
- герои мультфильмов с разными артикуляционными позами;
- «игрушки-говорилки»;
· игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:
- воздушный футбол;
- воздушный боулинг;
- чей жучок быстрее;
- «рамки-поддувалки»
- плоскостные сюжетные игры с «летающими» элементами;
3. Просодическая сторона речи.
· игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:
- картинки с изображением ритмических рядов;
- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки»;
- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)
- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.
4. Фонематические процессы.
· игры на развитие слухового внимания:
- «Хлоп-топ», Узнай, что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.
- шумовые коробочки;
- музыкальные инструменты;
· игры на развитие речевого слуха:
- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.
· игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)
- «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т.п.
- фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т.п.)
5. Звукопроизношение.
· «звуковые дорожки» (гласные звуки, звуки раннего онтогенеза, свистящие)
II. Развитие речевых процессов.
1. Лексико-грамматический строй речи.
- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении.
- Картотека стихов, загадок по лексическим темам.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Сюжетные картинки по лексическим темам.
- Картотека планов к составлению описательного рассказа;
- мнемотаблицы и кукольный театр для простых стихотворений, маленьких рассказов.
Речевой центр старшей группы
I. Развитие неречевых процессов:
1. Моторная сфера.
· развитие общей моторики:
- картотека игр по лексическим темам.
· развитие мелкой моторики:
- картотека пальчиковых игр;
- нейро кубики «повтори движение»
- моторные дорожки для двуручной деятельности;
- сухой бассейн;
- игры с прищепками;
- мячики-массажеры;
- сортёры;
- конструкторы;
· развитие артикуляционной моторики:
- безопасное зеркало;
- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
- герои мультфильмов с разными артикуляционными позами;
- «игрушки - говорилки»;
2. Речевое дыхание.
· игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:
- «рамки-поддувалки»;
- воздушный футбол;
- воздушный боулинг;
- плоскостные сюжетные игры с «летающими» элементами;
3. Просодическая сторона речи.
· игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:
- картинки с изображением ритмических рядов;
- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки», «Кто стучит», «Кто пришел», «Чья одежда» и т.д.)
- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)
- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.
4. Фонематические процессы.
· игры на развитие слухового внимания:
- «Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.
- шумовые коробочки;
- музыкальные инструменты;
· игры на развитие речевого слуха:
- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.
· игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)
- «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т.п.
- фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т.п.)
II. Развитие речевых процессов.
1. Лексико-грамматический строй речи:
- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении;
- Картотека стихов, загадок по лексическим темам;
- Предметные картинки по лексическим темам;
- Сюжетные картинки по лексическим темам;
- Картотека тематических игр с фонариком;
- Картотека «мнемотаблиц» для составления описательного рассказа по лексическим темам.
2. Звукопроизношение.
- плакат «звуки» (гласные- согласные какие бывают и почему);
- «звуковые дорожки» дл свистящих, шипящих и сонорных звуков;
- игры на закрепление правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков;
- игры на липучках для дифференциации звуков.
III. Подготовка к обучению грамоте.
· Картотека игр и игрушек по подготовке к обучению грамоте:
- Картотека букв;
- Символы звуков;
- Предметные картинки на все звуки.
- Трафареты букв;
- Разрезная азбука;
- Лента букв большого размера.
Речевой центр подготовительной группы
I. Развитие неречевых процессов
1. Моторная сфера.
· развитие общей моторики:
- картотека игр по лексическим темам.
· развитие мелкой моторики:
- картотека пальчиковых игр;
- нейро кубики «повтори движение»
- моторные дорожки для двуручной деятельности;
- сухой бассейн;
- игры с прищепками;
- мячики-массажеры;
- сортёры;
- конструкторы;
· развитие артикуляционной моторики:
- безопасное зеркало;
- картотека упражнений артикуляционной гимнастики;
- герои мультфильмов с разными артикуляционными позами;
- «игрушки - говорилки»;
2. Речевое дыхание.
· игрушки-тренажёры для развития воздушной струи:
- «рамки-поддувалки»;
- воздушный футбол;
- воздушный боулинг;
- плоскостные сюжетные игры с «летающими» элементами;
3. Просодическая сторона речи.
· игры/игрушки на развитие темпа, ритма, мелодико-интонационной окраски речи, высоты и силы голоса:
- картинки с изображением ритмических рядов;
- картотека ритмических игр (Например, ритмическая игра «Хлопушки», «Кто стучит», «Кто пришел», «Чья одежда» и т.д.)
- игрушки из знакомых сказок большие и маленькие (большие говорят низким голосом, маленькие высоким)
- картинки с изображением звучащих предметов далеко/близко. Например, поезд, который едет далеко, он гудит тихо, едва слышно. Поезд, который близко – гудит громко.
4. Фонематические процессы.
· игры на развитие слухового внимания:
- «Хлоп-топ», Узнай что звучит», «Где позвонили», «Солнце или дождик» и др.
- «поймай звук»
- шумовые коробочки;
- музыкальные инструменты;
· игры на развитие речевого слуха:
- «Угадай, чей голос», «Хлопни, когда услышишь загаданное число» и др.
· игры на развитие фонематического слуха (внимание к звукам нашей речи)
- «Шутки-минутки», «Назови одинаковый звук в словах», «Назови первый звук в слове», «Исправь ошибки Незнайки» и т.п.
- фишки для звукового анализа слова (звуковые линейки, коробки и т.п.)
II. Развитие речевых процессов.
1. Лексико-грамматический строй речи.
- Картотека игр на развитие словарного запаса и умения согласовывать слова в предложении;
- Картотека стихов, загадок по лексическим темам;
- Предметные картинки по лексическим темам;
- Сюжетные картинки по лексическим темам;
- Картотека тематических игр с фонариком;
- Картотека «мнемотаблиц» для составления описательного рассказа по лексическим темам.
2. Звукопроизношение.
- плакат «звуки» (гласные- согласные какие бывают и почему);
- «звуковые колечки»;
- «звуковые дорожки» для свистящих, шипящих и сонорных звуков;
- игры на закрепление правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков;
- игры на липучках для дифференциации звуков.
III. Подготовка к обучению грамоте.
· Картотека игр и игрушек по подготовке к обучению грамоте:
- Картотека букв;
- Символы звуков;
- Предметные картинки на все звуки.
- Трафареты букв;
- Карточки для формирования правильного написания печатных букв;
- Разрезная азбука;
- Лента букв большого размера.